31.07.2025
Экономика и финансовые рынки
Новые криптовалютные законы США — что меняется для банков, финтеха и инвесторов
В июле 2025 года США приняли исторические законы, регулирующие криптовалюты, включая GENIUS Act для стейблкоинов. Эти изменения открывают двери для банков и финтеха, усиливают конкуренцию и создают новые перспективы для инвесторов. Я думаю, это, действительно, большой шаг. США долго тянули с ясными правилами, и теперь рынок может рвануть вперёд. Разбираемся, что меняется и какие возможности открываются.
Новые криптовалютные законы США — что меняется для банков, финтеха и инвесторов В июле 2025 года, во время так называемой «Криптонедели» (14–18 июля), Конгресс США принял три ключевых закона, включая GENIUS Act (Guiding and Empowering Nation’s Innovation for U.S. Stablecoins Act). Они впервые на федеральном уровне регулируют стейблкоины — криптовалюты, привязанные к доллару или другим активам, вроде USDT или USDC. Это не просто формальность. Законодательство легализует рынок стейблкоинов объемом 250 млрд долларов, который, исходя из прогноза главы Минфина США Скотта Бессента, через три года вырастет в восемь раз.
Почему это важно для рынка Впервые криптовалюты, особенно стейблкоины, получили чёткие правила игры. До июля 2025 года они в США находились в некоторой правовой неопределённости. Регуляторы вмешивались в рынок весьма произвольно, оставляя много неясного.
Закон даёт «зелёный свет» стейблкоинам частных эмитентов. А что ждет официальный цифровой доллар — стейблкоин класса Central Bank Digital Currency (CBDC)? 17 июля в Палате представителей был принят законопроект Surveillance State Act, которым может быть введён прямой запрет на выпуск государственной цифровой валюты без отдельного одобрения Конгресса. США, очевидно, пока делают ставку на частные стейблкоины, что отличает их от Китая, например, где активно тестируют цифровые юани.
Трамп выступал против цифрового доллара ещё во время предвыборного ралли в 2024 году. И сейчас администрация Белого дома придерживается этой линии. При этом в Вашингтоне позитивно смотрят на частные долларовые стейблкоины, так как компании-эмитенты таких цифровых активов покупают в качестве обеспечения непосредственно доллары и облигации Казначейства США. В обоих случаях такой спрос — это плюс для финансовой системы США.
В этом плане есть повод задуматься и другим странам. Например, если бы в России был дан очевидный «зелёный свет» негосударственным рублёвым стейблкоинам, с определенным, безусловно, надзором со стороны ЦБ РФ, то выход таких активов означал бы спрос на рубли и ОФЗ в качестве обеспечения. Для российской валюты это стало бы дополнительной поддержкой тренда на его укрепление. Хотя относительно целесообразности «крепкого рубля» ведутся дискуссии, так как экспортёрам, по крайней мере некоторым, интересна слабая денежная единица страны.
Одно точно было бы хорошо при выходе на арену негосударственных рублёвых стейблкоинов: рост спроса на ОФЗ. В ситуации, когда реальная ставка ЦБ РФ, даже после снижения её 25 июля с 20% до 18%, всё равно одна из самых высоких в мире, стоимость заимствований для бюджета остаётся слишком высокой.
Классический банкинг и новые правила Одна из ключевых новелл GENIUS — допуск банков на рынок криптоуслуг. Теперь на федеральном уровне разрешены хранение, переводы и даже выпуск стейблкоинов коммерческими банками. Разумеется, при условии строгого соблюдения всех тех же правил, которые соблюдают кредитные организации.
Что получаем в итоге? Теперь банки вынуждены конкурировать не только между собой, но и с криптобиржами и финтех-платформами. Но не все готовы: американские банки всё ещё ощущают последствия мартовского кризиса в позапрошлом году. Тогда Silicon Valley Bank и Signature Bank в США закрылись, причём сошлось сразу три фактора.
• Негатив регуляторов по поводу того, что кредитные организации были вовлечены в инвестиционные отношения с криптовалютным сектором.
• Общее ослабление банковских позиций, ещё не пришедших полностью в себя от последствий финансовых сложностей пандемии COVID-19.
• «Бегство вкладчиков», которое приобрело масштаб бедствия из-за эффекта социальных сетей.
Но в целом понятно: банки в США начнут больше «дружить» с криптовалютным сектором, и в очередной раз окажется, как их база начинается размываться. Всё больше небанковских организаций, от необанков до маркетплейсов, забирают на себя часть банковских функций. Это же делают и криптовалютные компании.
Трансформация банковского сегмента мировых финансов идёт полным ходом. Привычный банкинг уходит в прошлое. Самое интересное, что не все в банковском сообществе осознают глубину изменений.
Важно, что выход кредитных организаций США в криптосферу открывает ещё одну главу в конкуренции различных регуляторных практик. США сделали шаг вперёд, но, учитывая предыдущие годы, когда криптобизнес в этой стране иногда сталкивался с очень высокой степенью неопределённости при ведении своих дел, часть инвесторов сейчас займет выжидательную позицию.
При этом ряд стран, включая государства Персидского залива, могут также обновить законодательства и, имея более интересную позицию с точки зрения восприятия инвестиционного климата у себя, смогут перетянуть из США значительные потоки денег в локальные криптовалютные проекты. Насколько там сильны базовые позиции, демонстрирует такой пример: после того, как в 2024 году ОАЭ стали страной №1 в мире по привлечению ультра-состоятельных инвесторов (Ultra-High-Net-Worth Individuals, UHNWI), и в этом году это государство имеет все шансы повторить такой результат. По некоторым оценкам, в ОАЭ в 2025 году ожидается приток 9800 миллионеров — на треть больше, чем в США, идущих следом.
Финтех: новые возможности и вызовы Финтех-компании — безусловно, главные бенефициары нового законодательства в США. Им теперь проще запускать продукты на базе токенов, стейблкоинов и блокчейна — без риска быть заблокированными американскими регуляторами. По крайней мере, это будет так до окончания второй каденции Трампа.
Далее — США могут сделать очередной разворот по вопросу криптовалют, ужесточив правила игры. Такое исключать нельзя, и я, как корпоративный стратег, всегда рассматриваю все сценарии развития ситуаций, чтобы всегда было представление, что делать, если не срабатывает не только план А, но и план Б.
Но другие страны смогут тогда проявить большую последовательность в своей позиции к криптовалютам. Ведь конкуренция не ограничивается США. В ОАЭ действует не менее привлекательная нормативная среда: лицензии на криптообмен и токенизацию активов доступны компаниям с минимальными барьерами. В Сингапуре регулирование тоже ясное и гибкое. Финтеху, работающему с цифровыми активами, придётся выбирать, где запускаться выгоднее — в США с более жёстким комплаенсом, но крупнейшим рынком, или в более гибких, но меньших по масштабу юрисдикциях.
Как меняется инвестиционный фокус
Новый закон стал катализатором интереса со стороны крупных инвесторов. Особенно растёт внимание к проектам на стыке блокчейна и искусственного интеллекта. Стартапы, строящие ИИ-брокеров, которые могут работать полностью автономно и оперировать криптоактивами, теперь получают реальную возможность легального запуска в США.
Всё больше будут внедряться ИИ-алгоритмы, способные без участия человека открывать, хеджировать и закрывать позиции в цифровых активах на блокчейне, пользуясь API банков, то есть программными интерфейсами, перебрасывающими «мостики» между инфраструктурой кредитных организаций и внешними приложениями.
Следующий шаг, которого ждёт рынок — это регулирование автономии ИИ в инвестиционных решениях. Пока таких норм нет ни в США, ни в Евросоюзе. Но появление регулируемых цифровых активов делает такой сценарий вероятным. Вопрос лишь в том, когда именно законодатели будут готовы признать ИИ как экономического субъекта.
Вывод: что это значит для нас всех
Новые законы США в области криптовалют — это шаг в сторону более понятных правил игры. Для кредитных организаций в США открываются новые опции, но нужно будет блюсти комплаенс.
Финтех-компаниям новая конфигурация регуляторного поля даёт «зелёный свет» для запуска инновационных продуктов, но появляется и новая конкуренция.
Инвесторам стоит обратить внимание на растущий рынок токенизированных активов и перспективы интеграции ИИ в сферу криптовалют.
Хранение стейблкоинов в США теперь легально — при условии выбора лицензированных платформ.
Банки смогут предложить новые сервисы: криптокошельки, токенизированные переводы, цифровые депозиты, а также расширять круг деривативов на базе криптовалют.
У финтеха откроется новое дыхание, но возникнут и новые риски, связанные с конкуренцией с банками и международными платформами.
Инвесторы смогут безопасно вкладываться в криптостартапы с американской юрисдикцией и понятными условиями ведения бизнеса на текущий момент.
Нужно смотреть, как отреагируют законодатели других стран на изменения норм права в США. Последуют их примеру или примут другое решение?
Закон GENIUS может стать прецедентом и для других стран, в том числе БРИКС, где пока нет единой политики в сфере цифровых активов. Он показывает: регулирование криптовалютной сферы возможно без жёстких запретов — главное, чтобы были чёткие правила и доверие участников.
Источник: investfuture
Вернуться к статьям
КОММЕНТАРИИ:
Комментариев пока что нет.