11.02.2025
Экономика и финансовые рынки
Обучение в финтехе и блокчейне: как готовить специалистов нового поколения
В 2025 году видны две тенденции. Наблюдается определенное охлаждение интереса к сотрудникам IT-сферы, что носит отчасти циклический характер. Однако жесткие денежно-кредитные условия также влияют на решение компаний. При этом все большее число IT-специалистов посматривают в сторону финтеха, — и это движение в верном направлении.
О том, какие профи нужны рынку сейчас и как найти к ним подход рассказывает Константин Церазов, экономист и бывший вице-президент банка «Открытие».
Конкуренция в мире сейчас особенно остро проявляется в платежных решениях. Важно не только произвести нужный потребителю товар, но и обеспечить комфортные условия для оплаты. Это — сфера финтеха, которая сейчас находится в стадии роста популярности как в России, так и в мире. Крупный бизнес в мире сейчас готов тратить большие деньги, чтобы покупать команды, разрабатывающие перспективные финтех-решения.
Ведь на сегодняшний день самое лучше обучение, которое можно выстроить для работы с финтехом и блокчейном — это в самих компаниях. Я могу здесь ориентироваться на мой личный опыт, когда в 2017-2022 гг я возглавлял Совета директоров «Открытие брокер» и принимал ключевые решения по трансформации бизнеса в сторону инноваций в рамках экосистемы «Открытия».
Внедрение ИИ Технологию искусственного интеллекта мы внедряли деликатно. Причем было сразу понятно: ИИ развивается стремительно, а это значит, что нужно на первых порах применять нейросети так, чтобы они работали полностью автоматически.
Учиться работе с ИИ нужно сейчас, когда он стал более продвинутый. А три года назад главное было задействовать его в рутинных операциях. Например, он был внедрен для чтения различных документов и переноса информации из них в формат обычного файла. Тем самым документооборот становился более динамичным.
Были также реализованы цифровые программы обучения сотрудников и соискателей. Образовательную ценность получали даже те, кто просто хотел устроиться на работу в банк или брокерскую компанию «Открытия», хотя не все оказывались в штате.
Конечно, за три года произошли значительные изменения. Из России ушли многие иностранные поставщики программного обеспечения для корпоративного обучения. Сейчас эту нишу с трудом пытается занять отечественный софт. Многие компании сейчас наивно полагают, что ИИ может научить всему и сразу. Но ЦБ РФ верно констатирует: «По оценке экспертов, ключевой барьер развития ИИ в российском финтехсекторе — недостаток профильных специалистов».
Получается замкнутый круг: чтобы по максимуму использовать потенциал нейросетей и с помощью них сократить количество работников, нужны опять-таки люди.
Но я бы обратил внимание на то, какие нужны сейчас люди. Банк России пишет о «недостатке профильных специалистов». Но кого реально не хватает? Кто искусно пишет запросы (промпты) в нейросети? Исправляет ее ошибки? Или тот, от кого может научиться корпоративная нейросеть? Мне видится, что прежде всего двух последних типов сотрудников остро не хватает. Запросы уже пишут нейросети друг для друга. А вот исправлять ошибки за ними — вопрос того, насколько ты разбираешься в финансовой сфере. Желательно с практической стороны.
На мой взгляд, крупным компаниям нужно вкладываться в свои нейросети, «прокачивать» их через общение со специалистами с большим опытом работы в банках и брокерских компаниях.
И уже потом нейросети смогут обучать других сотрудников организации. Все это — немалые затраты.
Инвестиции в зумеров Ведь очень важно, чтобы любые инновации были окупаемыми, а траты на них — обоснованными. Потому вкладываться в обучение сотрудников в компании нужно. По каким-то позициям важен большой профессиональный опыт, но в команду нужно привлекать и молодежь. А откуда у нее опыт работы? Вряд ли с вузовской скамьи.
Не все идеально в программах обучения высшего образования. 6 февраля Президент России Владимир Путин в ходе заседания Совета по науке и образованию подчеркнул, что «следует убрать устаревшие, порой просто архаичные курсы, программы, не отвечающие потребностям экономики».
Ситуация в экономике и в сфере технологий стремительно меняется, и «с учетом острого, чувствительного для предприятий дефицита кадров нужно уже сейчас предпринимать нестандартные, а зачастую и экстраординарные, шаги», — отметил глава российского государства.
Действительно, нужны усилия всех, и компаний в том числе. Молодежь должна чувствовать, что она востребована. Бизнесу не стоит ожидать того, чего у нее нет — большого опыта работы по специальности.
Поколение зумеров — это цифровые люди. Они на лету схватывают новое, быстро овладевают новыми технологиями. У них есть в наличии инструменты для обучения — нужно только развивать различные структуры, где цифровая смекалка зумеров обрастает мускулами опыта.
Я считаю, что зумеров некоторые необоснованно критикуют. К ним нужен подход и в поколенческом плане, и в индивидуальном порядке. В чём суть подхода? Давать больше пространства для творческой реализации.
Игры для всех Кроме того, я всегда понимал, что лучший креатив возникает, когда ты со своей командой находишься на одном уровне, не выстраиваешь какую-то искусственную иерархию.
И сейчас, анализируя различные финтех-стартапы в мире, вижу: успех приходит к компаниям, в которых мощно выстроены горизонтальные коммуникации. Это наиболее эффективно, и такая работа с командой — прямой путь, чтобы взрастить инновационных «единорогов» (то есть компаний с капитализацией более 1 млрд долларов).
Для раскрытия потенциала сотрудников я инициировал создание внутри организации цифровых бизнес-инкубаторов. По сути, это были такие рабочие группы, в рамках которых испытывались новые финтех-решения.
Для их обкатки мы использовали различные бизнес-игры, меняя условия участия в них таким образом, чтобы каждый из играющих имел возможность предложить любое решение в сфере блокчейна, ИИ, других инноваций, в качестве своего неожиданного хода в игре.
Важно, что все происходило в максимально комфортной обстановке.
В чем был особенный смысл? В этих бизнес-играх происходил интенсивный обмен опытом между сотрудниками с различным профессиональным багажом. Так молодежь быстро набиралась опыта. И, соответственно, могла делать стремительную карьеру. И сейчас нужно как можно больше точек такого профессионального роста. Это выгодно для всех — и для бизнеса, и для страны в целом.
У нас были внедрены виртуальные тренажеры, когда люди могли себя попробовать в разных ролях в организации. Формат напоминал видеоигры, причем мы по максимуму стремились сделать красивой картинкой, чтобы стажирующимся не было скучно. В итоге это не был какой-то тест или экзамен — целый виртуальный квест с персонажами, в результате чего в увлекательной форме человек быстро овладевал нужными навыками для той или иной должности.
Современные же технологии дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности еще больше позволяют полностью погрузить обучающегося в реальный мир работы банка и брокерской компании.
Необходимо развивать такие технологические решения, а не просто продолжать использовать формат лишь онлайн-лекций, который до сих практикует немалое число компаний, как будто вообще нет AR и VR.
Нужно по максимуму также задействовать игровой формат в обучении. И, конечно, важно, чтобы образование было не только передающим знания, дающим овладеть навыками и протестировать их, но и, скажу прямо, вызывало улыбку, смех, создавало хорошее настроение.
Положительные эмоции далеко не самое последнее место занимают в инвестиционном мире. Привычка иметь позитивный настрой позволяет работать эффективно. Это же очень важно и во взаимодействии с клиентами — потребителями финансовых услуг.
В конечном итоге, каждый человек, соприкасающийся с корпоративным миром, должен воспринимать компанию как друга и ощущать ее поддержку. Это должно в равной степени ощущаться как клиентами компании, так и теми, кто приходит в нее стажироваться и набраться опыта.
Источник: RB.RU
Вернуться к статьям
КОММЕНТАРИИ:
Комментариев пока что нет.